Главная / Статьи /
Вокал /
Пропал голос? Диагностика и лечение. /
Востановление голоса при помощи ортофонического метода
Восстановление голосовой функции при помощи ортофонического метода.
В настоящее время отмечается рост заболеваемости голосового аппарата у лиц различных профессий. Это объясняется стрессовыми ситуациями, изменениями условий труда, увеличением голосовой нагрузки.
Доминирующим направлением в фониатрии является медицинское воздействие. Психологическим и педагогическим методам отводится вспомогательная роль. Тем не менее, наши исследования показали, что наиболее эффективным методом реабилитации голосовой функции является комплексный подход, включающий ортофонический метод.
Ортофонический метод включает два этапа: подготовительный (психотерапия, физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы неба и задней стенки глотки, артикуляционная и дыхательная гимнастика) и основной этап (развитие высоты, длительности, силы звучания и тембра голоса, постановка певческого голоса и развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи). Для восстановления голосовой функции нами был использован подготовительный этап ортофонического метода. За основу была взята методика Е.С.Алмазовой (1973), адаптированная и дополненная нами.
Для воздействия на мышцы мягкого неба и задней стенки глотки использовались фонопедические упражнения, применяемые отечественными и зарубежными специалистами, в частности педагогами по вокалу и сценической речи. Прежде всего, необходимо вызвать и запомнить ощущения открытой глотки, т.к. мягкое небо у лиц с дисфонией слегка провисает из-за пареза. Для этого применяли специальные упражнения, активизирующие движение мягкого неба. Используя пение, добивались легкости и непринужденности звукоизвлечения, затем переносили эти навыки в речь. Важно, чтобы губы при пении не напрягались, и полностью раскрывался рот. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определенными кодовыми знаками. Когда голос звучит на опоре и не зажат, звуки сначала произносятся механически, и в них нет жизни. Поэтому необходимо уточнять артикуляцию. В ходе этой работы звуки пропеваются ниже или выше, тише или громче.
В виду того, что часто больные неправильно используют выдох, пользуются только верхним дыханием, проводились упражнения по развитию нижнереберного дыхания и нижних резонаторов (дыхательная гимнастика). Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное или заниженное звучание, сформировать длительный, экономный выдох, а также увеличить емкость легких и улучшить подвижность грудной клетки. Для этой цели использовались «одышечные упражнения» и «резонаторный массаж», который укрепляет мышцы голосового аппарата, снимает напряжение гортанной мускулатуры и тренирует фонационное дыхание. С первых занятий по постановке голоса и коррекции интонации речь соединялась с движением. Во время занятий широко использовались различные двигательные упражнения и, прежде всего, движения рук.
Данный подход к реабилитации голоса применен у 32 пациентов: 4 мужчин и 28 женщин. 19 больных имели голосовую профессию.
По диагнозам больные подразделялись следующим образом:
- гипотонусная дисфония – 14 чел.
- гипертонусная дисфония - 6
- хронический ларингит - 5
- узелки голосовых складок - 4
- односторонний паралич гортани – 3.
В заключение, комплексный ортофонический метод, включающий психотерапию, фонопедические упражнения, дыхательную гимнастику, резонаторные массаж и одышечные упражнения, играет большую роль в реабилитации голоса. Использование его в сочетании с методиками терапевтического воздействия на гортань, позволяет достичь наилучших результатов.
Карелина И.Б. (Рыбинск), Шиленкова В.В. (Ярославль)