Главная / Статьи / Вокал / Постановка (уроки) вокала / Эмоциональное состояние певца в процессе обучения. 

Эмоциональное состояние певца в процессе обучения.

Голос является наиболее эмоционально уязвимым в профессии вокалиста. В исполнительской практике певцов эмоции являются основным средством выразительности (окраска тембра, динамика, интонация).

Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществления эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга.

Получение желаемых эмоционально-положительных стимулов служит непосредственным подкреплением при обучении. Таким стимулом является ощущение комфорта в голосовом аппарате певца. Основное внимание направленно не на улучшение звука как конечного результата (самоподражание), а на формирование голосообразующей системы дыхание – гортань – резонатор.

По определению П.К. Анохина системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимодействия компонентов, направленного на получение полезного результата (П.К. Анохин, 1975г.). Фактором, детерминирующим формирование и реализацию системы, являющимся ее компонентом создающим упорядоченность и взаимодействие элементов голосообразующей системы является речевой механизм.

Временный парадокс состоит в том, что модель будущего результата (цели) выступает в качестве детерминанты, формирующей параметры результата до его появления. Вокалистам в этом процессе помогает предслышанье. В роли основного обучающего звена выступает фарингс, т.к. в нем происходят существенные изменения при переходе от обычной речи к вокальной:

а) артикулятором является рот, а главная функция фарингса – регулирование динамики слоговедения, т.е. энергии дыхания, что относится к ведению вегетативной нервной системы (управление гладкой мускулатурой трахеи и бронхов);

б) оказывает влияние на формирование фонематического слуха, совмещение дискретности и непрерывности слогообразования (Н.И. Жинкин, 1998г.);

в) фарингс переходит в гортань – основной генератор звука. Сужение входа в гортань обеспечивает образование верхней певческой форманты и возникновение вибрато;

г) фарингеальная и ротовая полости образуют сдвоенный резонатор между грудным и голосовым.

Изменения, происходящие в глотке при перестройке на вокальную акустику (понижение гортани и смещения корня языка) сопряжены с непривычными для начинающего певца слуховыми, вибрационными и мышечными ощущениями. Понижение акустического строя глотки создает впечатление низкого тона, изменение тембра (он становится «темнее») и нечистой интонации. В этой ситуации динамика слоговедения подчинена музыкальной фразе, но основным мотивационно осознаваемым стимулом будет СЛОВО, а слог произносительной единицей. Семантический тип интонирования активизирует дыхание и альфа-ритмы. Альфа-волны регистрируются даже у людей без альфа-ритмов. В диапазоне альфа частот от 8 до 13 Гц никогда не бывает провала до нуля.

Вибрационные ощущения стимулируют работу всей системы, создавая состояние комфорта в области гортани. В эмоциональной памяти они закрепляются как положительные эмоции. Непривычные ощущения постепенно перейдут в зону незамечаемости. Под влиянием модальности эмоций (образ, музыка) формируются выразительные средства голоса (тембр, вибрато, интонация, динамика), активизируется дыхание и ассоциативная память.

«Пение лепится на привычной речи, лишь высшим развитием которой оно и является! Однако вокалисты не представляют себе того внимания и кропотливейшего труда, кои необходимы для достижения высшей культуры вокальной речи» - эти слова профессора Кайрати на конгрессе вокальных педагогов Германии, Франции, Австрии и Италии прошедшем в Париже в июле 1938 года.

Зубарева Т.В. (Волгоград)



 
Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru
2006—2007 MusicProfi.ru