Советы женским группам по организации концертов.
Многолетний опыт работы в рок-коллективах с музыкантами
прекрасного (но не слабого!) пола собрал очень интересные наблюдения.
Практически все девушки не вполне осознанно представляют себе свою же
концертную деятельность. Это не ошибки, на которых нужно учиться по заветам
старших. Это действительно заблуждение, непонимание, комплексы. Даже, пожалуй,
именно комплексы, в которых запуталась личность в обычной бытовой обстановке.
Первое, что хотелось бы согласовать со своим внутренним
голосом - зачем вы решили заниматься музыкой? Этот шаг далек от непосредственно
самого концертного мероприятия. Расстояние должно быть минимум в тот срок, пока
вы не освоите свой музыкальный инструмент, чтобы он на вас не обижался. К
сожалению, честно разучив "квинту", девушки собирают группы из таких
же "болванок" и бегут по клубам играть "концерты". При этом
на сцене такие коллективы выглядят статично, с ужасом в глазах. Ну естественно
- тут бы пальцем по струне не промахнуться, куда уж до активных сценических
движений!
Но я не буду объяснять, что надо бы сначало научиться хорошо
играть, сделать качественные аранжировки, подумать над текстами, отрепетировать
ритм-секцию (может пригодиться на что), продумать имидж группы, концепцию,
возможно и театральное шоу... Я понимаю, что на все эти глупости у вас нет
времени. Поэтому я проведу дискуссию на тему сцены, концертного вида и вообще
шоу.
Да, именно шоу после вышеописанного качественного исполнения
музыкального материала (в котором уже никто не сомневается) и достойно
отстроенного звука должно быть чуть ли не важным событием этого вечера. Шоу,
как говорится, начинается с вешалки. Вот здесь и проявляются все комплексы:
"я так не встану, я так не ляжу, у меня руки толстые, голова квадратная, а
ноги круглые..."
Вы хоть раз слышали подобное от мужиков? У тех вообще
проблем нет. В чем помойное ведро утром выносили, в том на сцену и повылезали.
Но! Ведь самое главное отличие девушки от парня на сцене заключается как раз в
том, что, как бы вы офигенно не играли, вас в первую очередь рассматривают как
Девушку! Фигуру, цвет глаз, грудь, талию. И только потом, через полчаса
замечают: "Блин, так она чё? Еще и сама играет?!" Реакция публики на
девушек с музыкальными инструментами одинаковая всегда, как в зоопарке:
"Ба, обезьяна, да еще и разговаривает!"
Отсюда вывод - раз любят смотреть, дайте эту возможность.
Продумайте концертный костюм. Его соответствие стилю, вашему образу, имиджу, и
тем повадкам, которыми вы собираетесь удивлять зрителей. Чтобы вы не выглядели
глупо и нелепо. Решите для себя образ - вы крутая леди или пацанка с соседнего
двора; вы хулиганка или таинственная дама; вы явный хищник или загадочное и
неопознанное?..
Образ, как правило, подчеркивает ваш внутренний мир. Девушка
(если она не талантливая актриса, конечно), которая чувствует в себе королеву,
никогда не сможет сыграть роль кикиморы болотной. Это и есть: выглядеть нелепо
и глупо. Вы должны быть собой!
Так, мы оделись. Что еще... На сцене вас должно быть видно.
Неспроста навешиваются разные платочки на микрофонные стойки, которыми будут
размахивать вокалисты, делаются различные лоскутки и веревочки на одежде,
которые шевелятся. Стараются производить более широкие, утрированные, движения.
Желательно отрепетировать с группой какие-то совместные
варианты одновременных движений. Как в попсе. Это оказывает на публику просто
потрясающий эффект! И обязательно наполните свой собственный имидж насыщенной
разнообразной программой. Имея личный опыт игры во всех известных рок-позах,
могу рекомендовать следующий список (для гитаристов): лежа на спине, нога на
монитор, соло за спиной, прыжки с бас-бочки, танцы с публикой с выходом в зал
(здесь шнур должен быть метров десять или радиопередатчик), максимальная
активность всего тела, работа мимических мышц лицевой части, вращение головой
(очень эффектно с длинным хаером), выпадение на колено, грифом об стойку и
фэйсом об тэйбл. При этом все, что вы выкаблучиваете должно смотреться
естественно и непринужденно. Чтобы ни у кого не возникло мысли, что вы
вспоминаете, как именно должны прыгнуть - с левой или с правой ноги...
Важно! Никогда даже супериграющие музыканты, но стоящие без
движения и эмоций на лице, не интересовали зрителей! От артиста ждут действия.
Если группа застывает в мраморных статуях - начинается работа художников по
свету. Все отработано, отрежиссировано, продумано. Вот почему нам интересно
смотреть "западные" концерты. Мирно стоящего Эрика Клэптона
видеомонтаж так уделает, как будто вокруг него вихрем ходит мир. А вспомните
"живые" выступления западных коллег у нас в стране. Если вы, конечно,
не пришли только для того, чтобы перед началом дойти до невминяемости, а
действительно стремитесь проанализировать и поучиться у братьев наших по
второму полушарию аспектам разума...
И так огорчает примитивизм недоделанного и недопонятого
подражания. Мы закомплексованы для искреннего выражения эмоций. Мы изначально
воспитаны на словах "боже, что скажут соседи", "ты хочешь, чтобы
над твоей матерью все смеялись, что дурочку воспитала", и т.д. и т.п.
Стоило мне сбрить волосы у висков, как старушки в транспорте меня за бога
начали принимать. Они так и говорили, крестясь: "О, Господи!"
Будьте готовы к тому, что общество никогда не смирится с
тем, что вы от него отличаетесь даже самую малость. Будь то внешность, одежда,
несопоставление делать какие-то вещи, не свойственные ранее вашему полу.
Из своей истории рождения одного сценического шоу.
Придумывали коду в песне. Коллективно решили - играем восемь раз фразу с
замедлением, а потом я подпрыгиваю, тем самым даю знак на коду в жанре
"кто-во-что-горазд". Договорились. Играем концерт, песня доходит до
этого места, все остановились, ждут, а у меня стопор: я забыла, как мы
договорились. Тут я в глубоком подсознании вспоминаю о прыжке. Но! Я-то
прыгнула, поджала ноги, а назад распрямить забыла, и всей этой тушкой с гитарой
клювом вниз (как я её не расколола!) грохнулась около выступа подиума для
барабанов. Упала так, что после коды еле встала. Синяки на теле держались почти
месяц. Но друзья! Какой в этот момент был неописуемый восторг публики, это было
наивысшей кульминацией всего вечера!!!
На следующей репетиции мы решили - я буду так падать всегда.
Когда колени зажили, я стала повторять свое "падение", но уже более
аккуратно для суставов. Народ в зале радовался, оживлялся. Я прорвала на
коленях все концертные штаны. И вот в очередной раз мы играли на какой-то очень
грязной сцене. Мне было жалко пачкать черные брюки, тем более они потом бы в
этом месте светились белой пылью. Я доигрываю соло, а сама ору в ухо вокалистке
- положи по середине сцены газетку... Такой вот рок-н-ролл...
Отвлеченно, но анекдотическая история у Magic: играем песню,
пошел проигрыш (а там их два) и вокалистка спрашивает мне в ухо: "А сейчас
что будет - куплет или припев?" Ответ последовал цитатой из анекдота:
"А какая сейчас песня?"
Далее, вернемся к нашим баранам...
Очень необходимо
обязательно уметь общаться с публикой. С ними надо разговаривать. Это тоже
приходит с опытом, это тоже искусство. Есть личности, которые могут проговорить
два отделения по 40 минут, не сыграв ни одной ноты, а вы как зомби, уйдете с
концерта в полном восторге. Публика должна чувствовать вашу энергетику, а вы,
соответственно - отдавать себя вашим слушателям.
Стоит выпрыгнуть со сцены к людям - как они зажигаются,
глаза сверкают, настроение поднимается. Конечно, вокалистке проще с микрофоном
пройтись по залу, "заигрывая" и участвуя в празднике вместе с
гостями. Мне, как гитаристке, это удается сделать редко. То сцена высокая -
назад-то тоже надо эффектно запрыгнуть, а не залезать, как в товарный вагон. То
шнур коротковат, или песня не позволяет отойти от чемодана с примочками - надо
постоянно переключать звуки и петь бэк-вокалы. Но если есть возможность - я
выскакиваю танцевать рок-н-ролл в толпу, или сажусь рядом с мужчинами (можно и
на их колени), положа голову им на плечо (при этом, не забывая перебирать
аккорды песни). Все эти действия очень возбуждают всю публику. Пока вы сами
энергичны - зал работает на вас. Небольшая усталость музыкантов - и народ
редеет перед сценой. Надо учиться держать драйв до конца!
Вот. Согласитесь, вас рассмотрели, с вашими музыкальными
способностями разобрались, Вы совершили несколько совместных прыжков, поводили
хоровод, народ тихо теряет интерес к вашему выступлению. Пока... А вот пока
что-то должно произойти такое, чего не было и чего не ожидали. Из вариантов
могу предложить следущие наброски (мне даже предлагали это запатентовать).
Представьте: концерт прошел. Через некоторое время публика забудет ваши лица
(если они были), кусочки из тряпок на вашем теле (если они тоже были), забудет
железно все ваши аранжировки (над которыми вы бились годами), но... если во
время концерта внезапно с потолка кому-то упадет на голову кирпич - уж
поверьте! Название вашей группы войдет в народную историю и будет передаваться
от дедов внукам.
Мы как-то в Lamia рассматривали вариант из шоу группы
W.A.S.P. Блэки кидал в зал сырую разорванную курицу. В связи с тем, что мясо у
нас дорогое, мне предложили бросать в публику огурцы, помидоры и разные
консервированные продукты. Я подумала: "Ну тогда аншлаг на первом ряду из
бабушек с авоськами нам обеспечен. Они нас во всех турне будут
сопровождать."
Еще совет. Смотрите побольше видеоклипов с вашими любимцами.
Даже больше концертных клипов. Подснимите движения. Это же хореография. И она
не от фонаря происходит. Они тоже репетировали перед зеркалом. И ногу на
монитор, и эффектно-элегантный выезд на коленях, и кручение стойки над головой.
А мотание башкой - это уже спорт. И тренировки нужны не реже, чем у обычных
культуристов. А если вы ко всему этому добавите еще и цирк - извергание огня,
кувыркание через плечо товарища, то гарантирую: успех мероприятия обеспечен!
Автор: Наталья Терехова
август 2005