Главная / Статьи / Продвижение / Об авторском праве и договорах 

Об авторском праве и договорах.



Чтобы грамотно подойти к процессу продвижения музыкального материала, необходимо знать основные моменты российского авторского права, а также договоров, которые вам могут предложить звукозаписывающие компании. Кто и какими правами обладает?


Постсоветская история российского официального шоу-бизнеса, начинается с момента возникновения независимых фирм грамзаписи. В самом конце восьмидесятых у монополиста "Мелодии" появись конкуренты. До сих пор на почетное место издателя первой "независимой" виниловой пластинки претендуют прекратившая ныне музыкальную деятельность фирма "Апрель" (позже - "Эрио"), почти прекратившая деятельность корпорация "SNC" и ставшая зарубежной литовская "Zona" (позже разделившаяся на "Zona" и "Бомбу", : порадившую, в свою очередь, "Бомбу-Питер", "Бомбу-М" и пр...). Как бы то ни было, разница в сроках первых релизов указанных компаний - около месяца. И тогда же, весной 1989 года, в нашей стране, появились прецеденты первых реальных договоров фирм грамзаписей с музыкантами. Закон же Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" был принят лишь в 1993 году. Но эти "беззаконные" четыре года оказались самым активным издательским временем, когда возникло большинство музыкальных структур, которые остаются на рынке и сегодня. В те времена еще иногда договаривались устно, но конкуренция между фирмами грамзаписи заставляла их "привязывать" артиста к себе официально - составлять и подписывать договоры, даже не имея для этого законной базы. Принятия документа, способного регламентировать их отношения, ждали с нетерпением обе стороны. Крупные фирмы грамзаписи заказали крупным (чаще западным) юристам типовые контракты. Это аккуратные документы, написанные исключительно лояльно в отношении фирмы и максимально жестко в отношении артиста. Но подобные документы - форма, бланк. Менять ее очень дорого, да и нет нужды - гораздо важнее то, что вы вписываете в рамки, установленные законом. Что же может служить предметом договора с фирмой грамзаписи, что такое авторский и издательский договоры, смежные; права, как получать вознаграждение за использование произведении (на радио и телевидении, как заключить соглашения внутри стоит за значками (с) и (р) на обложке пластинки - это только часть вопросов, которые должны встать перед человеком, серьезно размышляющим о музыкальной карьере.



Итак, вы держите в руках фонограмму, которая, на ваш взгляд, должна потрясти мир. Или хотя бы фирму грамзаписи (студию звукозаписи,"рекордз", рекорд-компанию, "лэйбл" - обратите внимание, это синонимы, отличающиеся друг от друга только качеством перевода, хотя "лэйбл" и может оказаться подразделением "рекордза", например, "Отделение Выход" "BSA Records"), которая немедленно предложит вам контракт (он же - по-русски - договор). Предположим, что запись сделана профессионально (годится к изданию) и включает в себя несколько песен. Вы держите ее в руках, но кто же является ее реальным владельцем, согласно российскому Закону об авторском праве и смежных правах? Ответ прост: все те, кто вложил в нее свой творческий труд.

Автор текста. Он может быть членом вашего музыкального коллектива, может быть просто одноклассником, или Ильёй Кормильцевым, или Агнией Барто, как в случае с МАШЕЙ И МЕДВЕДЯМИ, или французским поэтом Жаном Тардье, как в случае со СТРАННЫМИ ИГРАМИ. Но кем бы он ни был, если он жив или умер менее 50-и лет назад (а это максимальный срок охраны авторского права в нашей стране, после его истечения любое произведение переходит в категорию "народное достояние" - вот почему песни на стихи А. С. Пушкина, например, можно исполнять безвозмездно) - он совладелец вашей фонограммы. И вы должны заключить с ним авторский договор и заплатить деньги за использование его творческого труда.
Автор музыки. Зачастую автор музыки и исполнитель - одно и то же лицо. Это, безусловно, удобно со всех точек зрения - Б. Гребенщикову не надо спрашивать разрешения у Б. Гребенщикова и заключать дополнительный договор с ним об исполнении его песен.
Но если Б. Гребенщиков захочет исполнить, записать и издать, скажем, песню Б. Дилана или Р. Паулса, он должен подписать с ними соответствующие бумаги. Известно, например, что право исполнять песню "За Пивом" кабаре-дуэт АКАДЕМИЯ купил у Алексея Вишни, а группа PEP-SEE исполняет песни, написанные Кириллом Спичинским.
Кроме того, существует масса талантливых музыкантов, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут исполнять собственные произведения. Они с удовольствием уступят это право вам. Но если вы как-либо использовали их произведения, то до заключения договора с вами они тоже имеют право претендовать на ту самую фонограмму, которая должна потрясти мир.


Исполнитель. Это тот (или те), кто сыграл и спел. Это может быть сложившийся творческий коллектив. Может быть коллектив плюс приглашенные музыканты(БРИГАДА С и Камерный оркестр г. Калининграда, АУКЦЫОН и Алексей Хвостенко) Может быть целый коллектив, собранный для одной записи или одного выступления (ПОП-МЕХАНИКА). Как бы то ни было, и эти люди - сколь много бы их ни было - вложили в фонограмму свой труд, а значит, передавая ее кому-либо, издавая и проч., вы намерены этот труд использовать. А всякий труд должен быть оплачен. Следовательно, и с исполнителями должны быть заключены договоры.


Изготовитель фонограммы - это, грубо говоря, "тот, кто дал денег". Или тот, кто вложил деньги. Возможно, его цель - всего лишь быть причастным к творчеству, тогда он называется "меценат". Поверьте, это очень редкая птица. Чаще - и это вполне нормально - человек, вкладывающий деньги в запись фонограммы, надеется их вернуть и, возможно, заработать. Если он профессионал в мире шоу-бизнеса или хочет им стать - он будет эксплуатировать (издавать и проч.) ее сам. Если же он в обычной жизни, скажем, торгует цветными металлами, он будет рад ее просто продать - то есть заключить договор с тем, кто сможет ее эксплуатировать профессионально.

Но вернемся к кашей (вашей) фонограмме. Мы уточнили, "то существует несколько лиц, которые вложили в нее свой творческий труд или деньги как результат этого труда: автор музыки, автор текстов, исполнитель, изготовитель фонограммы. С кем же заключает договор фирма грамзаписи?
Вариант первый (идеальный) - вы сами (ваша группа, состоящая из нескольких человек) - сочинили тексты, музыку, сами сыграли на всех музыкальных инструментах, сами накопили денег и оплатили студийное время - тогда вы единственный хозяин фонограммы (именно так было с альбомом "Морская" группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ - работу сессионных английских музыкантов МТ тоже оплатили сами). И любые договоры заключаются только с вами.
Второй вариант - вы самостоятельно договариваетесь с авторами текстов и музыки, исполнителями, изготовителем фонограммы, и всю ответственность перед ними несете тоже сами - сами платите им деньги (разовые выплаты, проценты или и то и другое), сами следите за соблюдением их прав... Например, фирма грамзаписи "Фили" подписывает соглашение с Б. Гребенщиковым об издании альбома ремиксов "БГ и DЕАDУШКИ". А Б. Гребенщиков, в свою очередь, подписывает соглашение с группой DEADУШKИ, определяя их прибыли согласно доле участия в создании записи. Это достаточно непросто, но зато вы сами контролируете и устанавливаете денежные отчисления тому или иному компаньону.
Третий вариант - фирма грамзаписи заключает отдельно и самостоятельно все авторские и проч. договоры. С одной стороны, для нее это хлопотнее, с другой - надежнее: приятно знать, что никто в ближайшее время не предъявит требований компенсировать моральный и финансовый ущерб. В качестве иллюстрации приведу (одну из немногих, дошедших до суда) историю о том, как Павел Кузин (барабанщик группы БРАВО) продал раннюю фонограмму группы. Евгений Хавтан подал в суд, и Кузину назначили довольно большой штраф. Я не знаю, выплатил его Кузин или просто поделился полученными ранее деньгами, радует лишь то, что эти разборки не смогли разрушить настоящую мужскую дружбу - Павел и по сей день играет в БРАВО.

Итак, перед заключением договора с фирмой грамзаписи следует определить всех лиц, претендующих на какое-либо вознаграждение за ее использование (например, издание и тиражирование на компакт-диске), и заручиться их согласием на заключение подобного договора.

журнал FUZZ


 
Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru
2006—2007 MusicProfi.ru