Тэги: мастеринг
Почти всё о мастеринге
Большинство людей хорошо представляют себе процесс записи музыки на концерте или в студии. Вы записываете на пленку отдельные фрагменты или индивидуальное исполнение. В конечном итоге все эти фрагменты нужно собрать в окончательную мастер-копию, которая затем отправляется на завод, где осуществляется тиражирование. Процесс изготовления окончательной мастер-копии называется мастерингом. Он подразумевает три этапа:
1. Монтаж: Все необходимые записи с пленок переносятся в цифровой монтажный пульт. Композиции расставляются в нужном порядке и между ними делаются определенные промежутки. Начала и концы песен сводятся к полной тишине или к естественному фону концертного зала, либо оформляются в соответствии с Вашими пожеланиями. Хлопки, щелчки и помехи часто могут быть устранены на стадии мастеринга, в зависимости от их источника и громкости.
2. Обработка: С ранних дней винила эта стадия считается сердцем процесса, в ходе ее могут быть улучшены прозрачность, мягкость, динамичность и насыщенность звука, в зависимости от того, что необходимо для данного типа музыки. Если качество исполнения, аранжировки и записи является изначально хорошим, то окончательная мастер-копия будет звучать даже лучше, чем сведенная фонограмма. Это именно то, что нужно для звукозаписывающих компаний, особенно тем, которые работают на рынке
3. Выпуск продукции: Окончательные варианты композиций переносятся на соответствующие носители для тиражирования. При тиражировании кассет наиболее часто предпочтение отдается 4 мм DAT-кассетам. При штамповке компакт дисков предпочтительны либо 3/4 дюймовые пленки стандарта «Ю-матик» (еще их называют пленки 1630) или CDRы (записываемые компакт-диски). Студия, осуществляющая мастеринг изготавливает эталонную DAT-кассету или CDR-диск для окончательной оценки качества исполнителем или звукозаписывающей компанией.
А нужен ли мастеринг вообще?
Если ваш звукорежиссер является одним из тех редких уникумов, которые могут одновременно осуществлять и микширование и мастеринг, тогда можно достичь неплохих результатов путем прямого переноса со сведенной пленки, но существует как минимум три причины, по которым профессионалы отправляют свои записи в мастеринг студии:
1. Обычно это способствует значительному улучшению качества сведенной фонограммы. Рынок предъявляет жесткие требования. Если Вы хотите, чтобы Ваш диск соответствовал современным требованиям, то он должен звучать абсолютно безупречно. Так же как в случае с дорогими
2. Мастеринг-инженер имеет огромный опыт прослушивания музыки различных стилей и обладает свежим восприятием музыки. К тому времени, как заканчивается сведение, у всех участвующих в нем уже плавятся мозги. Достаточно трудно заметить какие-либо упущения, после того как Вы прослушали запись раз пятьдесят. Свежий в згляд со стороны, новый набор навыков прослушивания настроенный на оценку общего впечатления, а не на детали композиций, может оказаться очень уместным. Мастеринг-инженер должен чувствовать себя уверенно как в художественной, так и в технической области музыкального бизнеса. Хорошая коммуникабельность также очень важна, поскольку используется огромное количество терминов для описания звука. Например: «Нужно чтобы запись звучала внушительно, мощно, плотно, тепло, естественно, современно, мягко и живо. Надо чтобы присутствовали воздух, глубина, блеск, напор, резкость, четкость, и определенность».
Целью мастеринг-инженера является понять и выполнить указания продюсера или заказчика и затем добавить или удалить то что нужно, ничуть не больше. Часто изменения являются неуловимыми, но реакция продюсера или клиента всегда будет
3. Мастеринг-студия оборудована процессорами исключительного качества, которые разработаны специально для обработки стерео сигналов. Это очевидно, одно дело пропустить только гитару через ограничитель и эквалайзер и совсем другое пропустить через них все инструменты. Окончательный микс представляет собой сложную и тонкую вещь и может быть испорчен также легко, как и улучшен. Студийная аппаратура обычно не подходит для мастеринга. В следующем вопросе это рассмотрено более подробно.
Какое сведение лучше: цифровое или аналоговое?
Многие студии предпочитают DAT-кассеты для сведения записи. Они удобны и обеспечивают высокое качество звука. Существует другой формат, «Rane Paqrat», который позволяет Вам сохранять до 24 бит аудио информации на Alesis ADAT или Tascam DA88, но он используется довольно редко. В настоящее время DAT является общепризнанным стандартом. Существуют ли варианты? DAT считается лучшим форматом, чем 1/4-дюймовая пленка на 38см/с, хотя если Вы хотите получить плотный,«жирный» звук, то в этом случае у аналогового формата есть свои преимущества. Если у Вас имеется аппарат для 1/4-дюймовой пленки, сделайте параллельно пару миксов на нем и на DAT, затем сядьте и прослушайте их.
Что предпочтительно — аналоговая или цифровая обработка?
На этот вопрос нет определенного ответа, хотя некоторые авторитетные инженеры настаивают на том, что музыка не должна возвращаться к аналоговому формату, при том что сейчас имеется возможность использовать цифровой формат. Другие доверяют только аналоговой аппаратуре. Здесь нужен непредубежденный подход. Аналоговое оборудование славится воздушностью, теплотой и напористостью. Тенденция использования аналоговой аппаратуры растет, в то время как все больше и больше студий используют цифровые многодорожечные магнитофоны и цифровые пульты.
DAT-кассеты являются стандартным форматом для сведения в настоящее время, так что далее мы будем предполагать, что Вы используете DAT-кассеты. Как известно DAT является 16-битным форматом хранения данных, и по идее он должен обеспечивать звук такого же качества как на компакт-диске, но не все так просто. На этот счет существует как минимум три соображения:
1. Представьте на минуточку что Вы осуществляете сведение с помощью аналогового пульта и получаете отлично звучащий двухканальный микс. Прежде всего, аналого-цифровые преобразователи, встроенные в Ваш DAT-магнитофон далеки от совершенства. Это носит повсеместный характер, поскольку производители DAT-магнитофонов тратят деньги в основном на другие компоненты, например, на лентопротяжный механизм и прочее. Если Вы решите эту проблему путем подключения внешнего аналого-цифрового преобразователя, то Вы почувствуете значительную разницу, но это будет Вам стоить столько же, сколько магнитофон, а то и намного дороже. Вернемся к
Хорошим известием является то, что многие последние модели магнитофонов оснащены довольно приличными преобразователями. Не самыми совершенными, но вполне пригодными, особенно для многих стилей поп-музыки. Так что давайте сделаем еще одно
2. Вам нужно сбрасывать миксы на пленку, обычно называемую предварительной мастер-копией или рабочей пленкой. Имеется множество цифровых монтажных редакторов, и на большинстве из них можно получить хорошие результаты, если правильно их использовать. Это подходит для прямого
3. Обработка требует задействования гораздо больших вычислительных мощностей, использования больше чем 16 бит данных для сохранения целостности музыки. Более современные 24-битные звуковые карты в Макинтошах или РС обеспечивают отличный звук, и многие люди отмечают, что в полученных мастер-копиях присутствует что-то, чего не было в исходных фонограммах. Каковы же альтернативы обработки? Убедитесь, что в студии имеются средства для осуществления работы в цифровом формате. Но возможно ли это вообще? Все ли могут сделать цифровые процессоры? Сторонники цифровой аппаратуры ответят Вам: ДА! С этим можно согласиться. Цифровые процессоры могут обеспечивать звук отличного качества. Однако, все же существует несколько аналоговых процессоров, которые пока не могут быть заменены цифровыми. В их число входят некоторые «самопальные» аппараты, которые используются для придания музыке нужного звучания.
Никто пока не может этого объяснить, однако лучшее аналоговое оборудование обеспечивает звук, который не может быть воспроизведен цифровыми аппаратами. Процессоры для обработки сигналов оказывают влияние на многие аспекты музыки, а музыка по своей сути является аналоговым процессом.
При работе в аналоговом формате хорошим средством могут послужить DA-конверторы, которое регенерируют поток данных, эффективно устраняя цифровое дрожание по времени генерации сигнала (jitter). Дрожание является интересной особенностью цифрового звука, которая может испортить звучание хорошей музыки. В хороших DA имеется специально изготовленный ультрастабильный генератор цифровой частоты, за счет которого можно получить стабильный звук, идущий на аналоговый прибор.
Вообще, если музыка находится в цифровой области, то там ее и оставьте, полагая что у Вас есть аппаратура, позволяющая сохранить требуемую внутреннюю стабильность и обеспечить нужное Вам звучание. Если Вы возвращаетесь к аналоговому формату, делайте это очень осторожно, поскольку лишняя конвертация может удалить ощущение «живого» звука. Самое главное сделать только то, что пойдет на пользу музыке. Если проект поступает на цифровом носителе, то лучше начать работу по проверенной цепочке цифрового мастеринга, когда этого требует музыка, и применять аналоговую аппаратуру в тех случаях, когда от этого будет больше пользы. Некоторые заказчики строго настаивают на том или другом решении. В этом случае разумно, чтобы все остались довольны.
Какое оборудование использовать в студии чтобы улучшить звучание музыки?
Процессоров для обработки сигналов достаточное количество. Вы выбираете тот, который нужен для конкретной работы. Компрессоры, ограничители и эквалайзеры являются основными инструментами мастеринг-студий. Когда требуется использование цифровой аппаратуры, нужно использовать 24-битные компьютерные процессоры. Они содержат стандартный набор эквалайзеров, устройств для контроля динамики и общей атмосферы звука. Что касается особенных проблем или эффектов, существует ряд аппаратов, которые влияют одновременно и на уровень, и на частоту звука, их иногда называют спектральными процессорами или динамическими эквалайзерами. Эксайтеры усиливают гармоники, но ими лучше пользоваться пореже. (Звук становится зернистым. Существуют более оптимальные способы улучшения звучания высоких частот). Другие процессоры используются для модификации и улучшения стерео эффектов.
Наконец, существуют специальные устройства для неуловимых эффектов, таких как «ламповый звук» или создания впечатления аналогового звучания. Эти аппараты могут несколько смягчить цифровые записи. Ламповая аппаратура может уравновесить некоторые цифровые эффекты. При наличии в Вашем распоряжении всех нужных средств, Вам нужно только решить какие из них использовать. Например, определенные комбинации процессоров могут заставить песню звучать «жирнее». Какие и в какой комбинации? Трудно сказать заранее. Здесь мастеринг становится больше искусством, а не наукой. Нужно лишь выбрать необходимое оборудование для данной песни. В случае со всеми процессорами, аналоговыми или цифровыми, хитрость состоит в том, чтобы выбрать только то, что нужно музыке, и не более того.
На каких мониторах лучше работать?
Гораздо легче устранять проблемы, когда знаешь что этим мониторам можно доверять. Каждый инженер должен подобрать систему, на которой ему удобнее работать. Некоторые предпочитают небольшие мониторы,т.н. «ближней зоны», так как в этом случае сводятся к минимуму проблемы акустики помещения. На таких мониторах часто теряется глубокий бас, но поскольку обычно такая же проблема имеется у большинства колонок, которые используют потребители, это не так уж плохо. Также, колонки такого размера часто создают очень хороший стерео эффект, как по глубине, так и по ширине.
Некоторые инженеры предпочитают большие широкополосные мониторы, правильно расположенные в помещении для прослушивания. Такие системы создают наиболее точную картину музыки, при условии что соотношение размеров колонок и помещения выбрано правильно. Конечно, нужно принимать во внимание тот факт, что большинство потребителей не располагают системами такого качества. Тем не менее, значительно лучше использовать высокоточную аппаратуру, несмотря на то, что используют остальные. Если Ваши колонки позволяют создать правильное представление, Вам гораздо легче произвести нужную компенсацию.
Все ли ошибки сведения можно исправить при мастеринге?
Большинство людей, направляющих свои работы на мастеринг, предусмотрительны и проделали хорошую работу, результатом чего является вполне конкурентоспособный продукт. Обычно нет в миксе каких-то больших технических проблем, и общий уровень, баланс и выравнивание в порядке. Заказчику просто нужен внушительный, фирменный звук. В этом случае Вам нужен только основной пакет услуг мастеринга. Однако, если у некоторых записей имеются серьезные проблемы,то здесь требуется особый пакет услуг или почасовая оплата. Есть также некоторые вещи, которые невозможно исправить.
Мастеринг может улучшить только изначально хороший продукт. Он не может исправить плохое сведение, плохие аранжировки или неумелое исполнение. Если ударные звучат отлично, а бас-гитара звучит ужасно, то вряд ли удастся сделать так, чтобы оба инструмента звучали хорошо.
Многие мастеринг-студии практикуют следующее:
Если Вы находитесь на стадии сведения, Вы можете прислать один или два пробных микса для бесплатной оценки. Если будут заметны какие-либо проблемы, то у Вас будет возможность исправить их, прежде чем они распространится на 15 песен.
Как работать с разными стилями музыки?
Вот некоторые примеры:
Рок и поп записи обычно направлены на звучание в эфире. Все хотят, чтобы их записи звучали напористо и на должном уровне. Музыка должна привлекать и удерживать внимание, а также не надоедать при многоразовом прослушивании.
Классическая музыка должна быть прозрачной и живой. Акустические инструменты создают изысканное впечатление, которое необходимо сохранить. Обработка должна быть очень незначительной, если она вообще применяется. Суперчистые сигналы должны поддерживаться на должном уровне качества.
Металл и Индастриал получает агрессивную обработку. Если альбом хорошо сведен, то возможно поддержать плотный, гармоничный звук, увеличить напористость и сохранить уровень «на грани», что нравится поклонникам этого стиля.
Это лишь поверхностный подход к различным стилям музыки. Каждый альбом имеет определенную атмосферу и каждый исполнитель старается выразить свои мысли. Важно не просто пропустить альбом через стандартную цепочку обработки. Легче послушать материал и затем оценить свою реакцию. Если у Вас возникли неадекватные мысли по обработке, лучше об этом предупредить заказчика заранее.
Мой компакт-диск должен звучать громче, чем у других !
Этой «болезнь» поразила многих.... Хотя это решение неплохо для проигрывания в эфире. Уже давно было замечено, что если дважды проиграть один и тот же музыкальный фрагмент слушателям, при этом один раз немного (до+3 Дб) громче, большинству понравится более громкий вариант. Продавцы акустических стереосистем давно используют этот трюк для продажи «домашних» колонок, которые приносят наибольшую прибыль.
Если Вы хотите достичь максимального уровня, то это можно с успехом осуществить на стадии мастеринга. Нравится Вам это или нет, на радиостанции Вашу музыку пропустят через собственные ограничители, прежде чем пустить ее в эфир. Качество этих процессоров, мягко говоря, далеко от совершенства. Процессоры в хорошей мастеринг-студии обеспечат высокие уровни и сохранят качество звучания, над которым Вы так долго работали. Каковы другие соображения? Если Вы осуществляете мастеринг альбома только для проигрывания в эфире, все песни будут звучать напористо, но Вы сталкиваетесь с риском, что люди, которые будут слушать альбом дома, устанут после
Если посмотреть на эту проблему с точки зрения перспектив музыкальной индустрии, то фактически все звукозаписывающие компании невольно участвуют в без выигрышном состязании чтобы быть на + Дб громче, чем другие. В этом случае приносится в жертву прозрачность звука. Всегда можно несколько увеличить уровень звучания, но при этом страдает ощущение живого звучания и прозрачность. Хорошая домашняя система может воспроизводить более 90 Дб динамического диапазона. Это становится ненужным, если в музыке всего-то 10 Дб динамического диапазона. Решение? Крупные компании могут выпускать синглы, на которых выравнивание и сжатие сделано специально для проигрывания в эфире. Затем может быть проведен специальный мастеринг под высококачественную домашнюю аппаратуру, версии для продажи в магазинах. У менее крупных фирм, которые хотят избежать второго цикла производства компакт-дисков, теперь имеется другая возможность.
Многие альбомы длятся от 45 до 60 минут, таким образом на компакт диске остается свободное место после альбома. Покупатели предпочитают, чтобы это свободное место было заполнено музыкой, а не тишиной. Они также не против, чтобы на диске было записано несколько версий одной и той же песни. Таким образом, можно осуществлять мастеринг всего альбома под прослушивание на высококачественной аппаратуре, не думая о проигрывании в эфире. Затем наиболее сильные вещи могут быть ре-мастированы для проигрывания в эфире и добавлены в конец альбома. Эти песни могут быть помечены как ремиксы или бонус-треки на наклейке на диске. Этот вариант не стоит покупателю больше денег, и ведь можно не слушать эти песни, если не хочется.
Некоторые этапы процесса производства компакт-дисков.
Это общий обзор, который описывает осуществление процесса производства компакт-диска от начала до конца. Некоторые детали могут отличаться в зависимости от условий производства.
1. Изготовление мастер-CDR.
2. Подготовление оформления. Вам необходимо предоставить фотографии и текст, который будет напечатан в буклете и на самом компакт-диске. Эти материалы предоставляются либо в виде фотопленок, либо в виде файлов для компьютерной программы напр. Photoshop. Процесс компоновки может быть осуществлен с помощью компьютера. В результате текст и графика располагаются именно так, как они должны быть расположены на конечном продукте. Оформление должно удовлетворять ряду требований, которые можно получить на некоторых выпускающих фирмах. Три вещи обычно вызывают большинство задержек и дополнительных расходов: очень сложный дизайн, оформление, не удовлетворяющее техническим требованиям, и те кто, пересматривает свой дизайн после его утверждения.
Если Вы хотите осуществлять строгий контроль разработки оформления от начала до конца, наилучшим вариантом будет найти талантливого дизайнера и связываться с ним для просмотра работы. Если его работа полностью удовлетворяет техническим требованиям, то все будет нормально.
3. Из законченного материала для оформления изготавливается пленка. Эта пленка будет использоваться для печати обложки и буклета. Отведите от трех до пяти рабочих дней для подготовки пленки, при условии что процесс пойдет нормально и пленка удовлетворит техническим требованиям.
4. Если предприятие на котором Вы печатаете тираж, не оснащено оборудованием для печати полиграфии, утвержденная пленка отправляется в типографию работающую с заводом. Буклеты и обложки доставляются на завод, где печатается тираж, чтобы можно было упаковывать компакт-диски, когда они сходят с конвейера.
5. Если у завода, где Вы печатаете тираж, имеется собственная типография, то пленка и мастер-копия обычно предоставляются одновременно. На заводе изготавливается стеклянный мастер-диск с Вашего CDR или Ю-матик. Большинство заводов изготавливают стеклянные мастер-диски самостоятельно для обеспечения контроля качества. Затем изготавливаются матрицы и осуществляется штамповка и упаковка компакт-дисков. Можете отвести от десяти до тридцати рабочих дней на изготовление тиража. Если Вы предоставляете готовые буклеты, планируйте от десяти до четырнадцати дней.
Многие заводы могут предоставить более точную информацию. В период многих праздников, как правило возникают задержки.
Советы по подготовке пленки к мастерингу.
Если Вы все еще находитесь на стадии сведения, рассмотрите возможность упрощения микса. Если Вы хотите добавить много гитары, синтезаторов и «специальных примочек» для придание миксу особого звучания, лучше используйте их в меру. Многие очень популярные песни очень просты.
Миксы типа «стена звука» нужно делать очень тщательно, в противном случае они быстро загрязняются. Если Вы перебрали с такими эффектами, то довольно сложно исправить это на стадии мастеринга. Ударные инструменты вносят наибольший вклад в пиковые уровни. Если это происходит в случае с Вашим миксом, попробуйте использовать от 3 до 6 Дб ограничения для каждого из этих инструментов. У Вас появится возможность поднять общие уровни, добиться лучшего баланса между всеми инструментами и в тоже время сохранить отличное звучание ударных инструментов. Прослушайте Ваши пробные миксы в самых лучших наушниках, какие у Вас есть. Прослушайте песни на альбоме, звучание которого Вам нравится, затем сравните звук. Поскольку наушники устраняют все проблемы с басом, обусловленные особенностями помещения, у Вас появится возможность быстро решить проблему искажения звучания басов.
Даже хорошие наушники не могут создать должной картины звучания, однако обычно они лучше подходят для расстановки спектрального баланса, устранения проблем связанных с шумом и искажением, чем колонки которые стоят в десять раз больше.
Если у Вас имеется стерео компрессор или спектральный процессор, звук которого Вам нравится, используйте его при
Если Вы приносите смонтированную пленку для прямого переноса или мастеринга: Убедитесь, что вся пленка записана на одной частоте сэмплирования, 44.1 кГц или 48 кГц. В тех местах, где имеются переходы, могут добавиться щелчки. Переход частоты сэмплирования, которые не слышен на Вашей аппаратуре может быть слышен на другом оборудовании. Абсолютный временной код (минуты, секунды) используется для нахождения песен на DAT-кассете. Он должен быть записан с начала пленки до конца музыкального материала. Если при перемотке Вы проскочили точку, где на дисплее отображается временной код и Вы видите только черточки, то Вам необходимо перемотать пленку назад, пока Вы не увидите временной код, прежде чем записывать новую песню на пленку. Может взиматься дополнительная плата в случае, если на Вашей DAT-кассете нет временного кода, или если он обрывается до окончания записи. Список Ваших песен должен быть привязан к этому временному коду и находится в колонке помеченной как Время старта.
Не должно быть щелчков или шумов между песнями. Если присутствует шипение пленки, оно должно быть мягко сведено к полной тишине между песнями. Если шум всей программы однороден можно записать в конце кассеты участок этого шума до 3сек, для его дальнейшего анализа и настройке программы шумопонижения. Если Вы делаете промежутки между песнями и не увер ены, какая длина является оптимальной, послушайте какой-нибудь диск, похожий по стилю на Вашу музыку. Как правило, в Поп/Рок стилях принята длина от 1 до 3 секунд, в Классических стилях от 3 до 6 секунд. Если в песне присутствует очень долгое плавное затихание уровня, то следующая песня может начинаться прямо через секунду. Если у песни резкая концовка, с коротким добавочным фрагментом, Вам может захотеться несколько удлинить промежуток. Это вопрос восприятия. Предоставьте кому-нибудь с хорошим слухом прослушать запись от начала до конца, прежде чем отправлять пленку на мастеринг. Это может показаться Вам очевидным, но в спешке Вы можете упустить некоторые детали.
Рекомендованная пленка - Ampex, Sony, DIC MQ, и DENON, в этом порядке.
Обязательно предоставьте список песен, в котором указаны название, время начала в минутах и секундах и длина каждой песни. Написанные от руки списки должны быть понятны и читаемы.
Если у Вас есть специальные пожелания, касающиеся обработки одной песни или всего альбома, напечатайте их на отдельном листке и приложите к кассете.
Мастеринг может дать положительные результаты только если Вы хорошо поработали над своим альбомом.